Проект «Альтернативы тюремному заключению в Российской Федерации» (Penal Reform International)
Знаете ли вы что: • в местах лишения свободы в России находится 972 тыс. человек, что превышает количество заключенных в СССР в 80-е годы ХХ века;
• по числу заключенных на 100 тыс. населения (около 700 чел.) Россия занимает второе место в мире после США;
• в странах западной Европы на 100 тыс. населения приходится от 60 до 120 заключенных;
• запланированные федеральные бюджетные расходы на уголовно-исполнительную систему в 2002 г. (32,7 млрд. руб.) в 3,7 раза превышают запланированные расходы на культуру и искусство вместе взятые, и больше, чем совокупные расходы на здравоохранение, физкультуру и спорт (27,8 млрд. руб.);
• следственные изоляторы переполнены в среднем в 1,7 раза, а в отдельных регионах в 2-3 раза;
• стоимость одного места заключенного в исправительном учреждении, полностью соответствующего международным стандартам, составляет в год 20 тыс. долларов США;
• расходы на одного заключенного без лишения свободы не превышают 100 долларов в год;
• рецидивная (повторная) преступность после освобождения из мест лишения свободы составляет в среднем около 40%;
• при наказаниях, не связанных с лишением свободы, рецидивная преступность составляет всего 2-5%;
• большинство наказаний, несвязанных с лишением свободы, исполняется районным (межрайонным) и городскими уголовно-исполнительными инспекциями, на учете которых ежегодно состоит 760 тыс. осужденных;
• численность сотрудников инспекций почти в 100 раз меньше, чем персонала мест лишения свободы.
«Альтернативы тюремному заключению в Российской Федерации» - это международный и межрегиональный мегапроект, направленный на создание организационных, правовых и социальных условий более широкого применения в России наказаний, не связанных с лишением свободы.
Основные цели: • Разработка правовых основ назначения и исполнения альтернативных наказаний;
• Реорганизация и укрепление системы уголовно-исполнительных инспекций; подготовка и переподготовка персонала инспекций;
• Скорейшее введение в судебную практику наказания в виде обязательных работ;
• Привлечение общественного мнения к проблеме альтернативных наказаний, привлечение общественности (добровольцев) к работе уголовно-исполнительных инспекций.
Участники проекта: • Главное управление исполнения наказаний Министерства Юстиции Российской Федерации;
• Неправительственная организация «Международная тюремная реформа» (Penal Reform International)
• Управления (главные управления) исполнения наказаний Калужской, Кемеровской, Нижегородской, Новосибирской, Орловской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Томской областей;
• Академия права и управления Минюста РФ;
• Самарский юридический институт Минюста РФ;
• Томский государственный университет;
• Фонд независимого радио (ФНР);
• Агентство социальной информации (АСИ);
• Неправительственные (общественные) организации в регионах;
Проект осуществляется при финансовой поддержке Управления по Восточной Европе и Центральной Азии Департамента международного развития Великобритании.
Проект осуществляется на основе объединенных усилий: • Государственных органов, средств массовой информации и общественности (неправительственных организаций);
• Науки и практики
• Профессионалов и добровольцев
• Центральных органов управления уголовно-исполнительной системы и региональных уголовно-исполнительных учреждений;
• Судебных, прокурорских и уголовно-исполнительных органов
• Практической деятельности и профессиональной подготовки
Главные направления реализации Проекта: • Подготовка проектов законов и подзаконных нормативных актов
• Внесение предложений в Правительство;
• Принятие ведомственных нормативных актов ГУИН МЮ РФ;
• Экспериментально апробирование отдельных элементов обязательных работ на базе условного осуждения;
• Организация семинаров, конференций и тренингов;
• Обмен опытом деятельности в регионах;
• Учебно-методическое обеспечение подготовки и повышения квалификации персонала уголовно-исполнительных инспекций;
• Научное обеспечение деятельности уголовно-исполнительных инспекций
• Отработка взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с местными органами власти;
• Обучение добровольцев (общественности);
• Формирование осведомленности, позитивного общественного мнения и профессионального сознания юристов-практиков, относительно альтернативных мер наказания.
Основные этапы Проекта • 2000-2001 гг. - исследовательский подготовительный период
• 2001-2002 гг. - практическая реализация в трех регионах России (Рязанская, Самарская, Томская области)
• 2002-2003 гг. - расширение масштабов Проекта до девяти субъектов Федерации
Предполагаемые результаты: • Изменение уголовного и уголовно-исполнительного законодательства в направлении расширения применения альтернатив;
• Введение обязательных работ в качестве уголовного наказания в России;
• Сокращение применения судами реального лишения свободы на 5-8% и повышение общественного статуса и эффективности деятельности уголовно-исполнительных инспекций;
• Разработка учебных курсов, подготовка персонала уголовно-исполнительных инспекций в учебных заведениях Минюста;
• Формирование готовности и способности общественности к участию в исполнении альтернативных мер и работе с осужденными;
• Позитивное освещение преимуществ альтернативных мер в средствах массовой информации;
Участники Проекта готовы к сотрудничеству со всеми, кто хотел бы внести вклад в гуманизацию уголовной политики и преобразование уголовно-исполнительной системы в направлении все большего ее соответствия международным стандартам. Пусть меньше россиян будет за решеткой!
Источник:
Центр содействия реформе уголовного правосудия