форум Группы поддержки заключенных при Храме "Живоносный Источник"
+ + + Форум группы поддержки заключенных прихраме в честь иконы
АвторСообщение
администратор




Сообщение: 140
Зарегистрирован: 04.03.08
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.06.08 17:58. Заголовок: Старшие и младшие. Беседа с протоиереем Александром Ильяшенко


Старшие и младшие
Любимова А. А.

В семье протоиерея Александра и матушки Марии Ильяшенко 12 детей и уже 16 внуков. Отец Александр – настоятель храма Всемилостивого Спаса в Москве, также он работает в секторе по взаимодействию с МВД Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с вооруженными и правоохранительными силами, читает лекции в академии МВД, и успевает не только руководить работой портала "Православие и мир" - одного из крупнейших православных сайтов. Мы попросили отца Александра рассказать о проблеме взаимоотношений отцов и детей.

Отец Александр, расскажите, пожалуйста, что такое почтение к старшим и как оно воспитывалось в прежние времена?

В старое доброе время уважение к старшим воспитывалось очень последовательно, решительно и грамотно. Одна пожилая женщина рассказывала о том, как ее воспитывал отец:
- Папочка, а можно, я в церковь пойду?, - спрашивает шестилетняя дочка.
- Нет, доченька, нельзя, - как мягко ей отвечает отец!
- А почему, папочка?
- А ты сегодня по улице шла?
- Шла, папочка.
- Старушку видела?
- Видела.
- А ты ей в пояс поклонилась?
- Нет, папочка.
- А почему? Она перед тобой уже свою жизнь прожила, она тебе дорожку проложила, а ты ей не поклонилась. Нет, доченька, ты в церковь ты сегодня не заслужила пойти.
Вот так вот строго и одухотворенно воспитывали детей в крестьянских семьях, какое мы здесь видим удивительно уважительное и бережное отношение к ребенку! Из других воспоминаний мы знаем, что отец мог и выпороть за то, что сын не поклонился старику. Авторитет старших поддерживался, и сами старшие были такими, что их нельзя было не слушать и не уважать: это были люди с огромным жизненным, духовным и практическим опытом.

Сейчас семья разрушается, семья как основа народа уничтожена практически полностью, уничтожено крестьянство, которому нет сейчас даже названия в русском языке. Остались сельские жители, но это не крестьяне. В городах - деградация. Когда я был мальчишкой, было вполне нормально поднести пожилому человеку сумку, а сами пожилые люди обращались к молодым людям ласково: "сынок" или "доченька". А сейчас и обратиться страшно к молодежи, что они скажут в ответ, что сделают? Это страшное разрушение нравственных устоев народной жизни приводит к изменениям миропонимания, восприятия мира, поэтому мы и воспринимаем любую ерунду, вещаемую средствами массовой информации, поэтому нами так легко бывает управлять.

Возможно ли сейчас так воспитывать детей? С трудом представляется, что современные дети смогут так же осмысленно обсудить с родителями причину того, что им не разрешают пойти в храм…

Конечно, такое воспитание – прошлый век. В воспитании детей нужно начать с воспитания взрослых. Сегодня часто можно увидеть как ребеночек замахивается на мамочку. Это недопустимо, это нужно решительно и быстро пресечь! Не прекратив это, мать собирает своему ребенку гнев на день гнева. В Священном Писании сказано не только "Чти отца и матерь и благо тебе будет", но и "Злословящий отца и матерь смертию да умрет". Если мамочка не пресекает такое поведение сразу же, если говорит: "Ах, у меня такой ребеночек", значит, она сама подрывает свой авторитет в глазах ребенка, и не только свой авторитет, но и авторитет всех старших. Ребенок не виноват, он пока не понимает, что можно, а что нет, но родители должны сразу же определить, что можно, что нет. Ребенка за такое нужно, образно говоря, в бараний рог скрутить, сделать так, чтобы он больше никогда такого не повторил. Твори, выдумывай, пробуй, но повторить такое – нельзя.

"Скрутить в бараний рог" значит, что ребенка надо отшлепать за такое поведение?

- Нет, совсем не обязательно. Вспомните сказку "Малыш и Карлсон": когда Карлсон прогонял грабителей, он приговаривал: "Я привидение дикое, но симпатичное! Сейчас я вас настигну, и нам всем будет весело!". Так и воспитатель должен себя вести, он должен быть добрым, веселым, но при этом он может быть и очень строгим. Ты ребеночка любишь, но такого поведения ты не допустишь, вот что должен уяснить ребенок.

Воспитание основано на постоянном повторении. Ребенок может забыть, может не запомнить, может потерять самообладание – ничего страшного – нужно снова и снова повторить, стараясь это повторение сделать максимально эффективным. Талантливому педагогу одного раза хватит, но будь готов, что повторять придется не один раз.

Если хамский и грубый тон допустим в семье, то, значит, такая грубость –норма и для общества, поэтому и вырастает поколение людей, которое не представляет, что такое хорошо, что такое плохо. В какой-то мере это их беда, их так воспитали. Это хамство пронизывает всю нашу жизнь. Всем нам известна фраза "Я начальник, ты дурак. Ты начальник – я дурак". Ее произносят иногда серьезно, иногда в шутку. Эти слова демонстрируют пренебрежение всякими нормальными правилами человеческого общения. Ведь в нормальном обществе, если я начальник, я должен тебя выслушать и если ты прав, согласиться. В русской армии на военных офицерских советах, начинали совет с младшего, и далее каждый мог выразить свое мнение, а начальник говорил последним, и, выслушав все мнения, высказывал свое окончательное мнение последним.

Взаимоотношения со старшими братьями и сестрами ведь тоже закладывает основы отношения к старшим?

Безусловно. Младшие должны помогать старшим, а пока они еще маленькие, слушаться старших братьев или сестер. И в нашей семье мы стараемся поступать по Лермонтову. Помните, в "Песни… про купца Калашникова" есть такие строки: "Ты нам старший брат, нам второй отец".

Конечно, не надо старших братьев и сестер идеализировать, нам в семье, например, приходилось очень решительно бороться против дедовщины. Но авторитет старших детей, если он направлен в нужное русло, конечно, надо поддерживать. Старшего брата, надо слушать в отсутствие отца: при папе воспитывать его детей совершенно недопустимо! Никто не имеет права воспитывать родителей, делать замечания в резкой форме, так утрачивается доброжелательное и здравое отношение к друг другу. Тысячу раз подумав, очень мягко, очень деликатно, можно сделать замечание, но это, возможно, принесет больше вреда, чем пользы. Чтобы замечание было услышано, воспринято и исполнено, ты должен быть авторитетом для самого родителя.

Ребенок растет, становится подростком. Меняются жизненные ориентиры, меняется отношение к родителям. Неизбежна ли переоценка ценностей в подростковом возрасте?

Это совсем не обязательно, в нашей семье не все через это проходили, у девочек этот период более незаметный, чем у мальчиков. Многое зависит от характера и воспитания. Если родители с самого начала растили детей в разумной строгости, интересно, разносторонне, то, скорее всего, в тяжелый переходный возраст ребенок не будет обособляться, мнение родителей и их авторитет будут значительными, несмотря на такую серьезную мировоззренческую, и физическую перестройку, происходящую в ребенке.

Жизнь ребенка должна быть наполненной и трудной: можно перевести в более сильную школу, кружок, спортивную секцию. Многие сложности и беды, связанные с воспитанием детей начинаются, когда ребенок не может заставить себя заниматься чем-то серьезным, занимается ерундой, становится неуправляемым. Если найти то, что ему самому интересно, если ребенка увлечь, если детей учить чему-то важному и содержательному, то дети будут это воспринимать. Но для этого взрослые должны проводить сами над собой сложную напряженную работу, советоваться, читать книги о воспитании, искать то, чем можно увлечь ребенка.

Если время воспитания упущено, то нужно помнить: нет ничего непоправимого. Если человека испортили неправильным воспитанием, то воспитанием же его можно и исправить. Но если родители не научили своего ребенка почтительно относиться к старшим, значит, они позволяли себе не уважать окружающих и самих себя. Значит, начинать нужно с того, что внимательно и критически посмотреть на свой стереотип поведения и понять свои же ошибки. Если требовать от самих себя глубокого уважения к окружающим, то на нашем примере и дети будут учиться такому отношению, постепенно перестраивая свое привычное поведение.

Среди таких распространенных недостатков - излишняя мягкотелость. Воспитатель должен быть твердым, добрым, веселым, но в то же время спокойным, упорным, твердым. Можно привести классическое сравнение: у воспитателя должна быть железная рука в бархатной перчатке. Для этого ты должен твердо знать, чего хочешь, что хорошо, а что плохо. Зло нужно побеждать добром. Если подросток ведет себя по-хамски, нужно побеждать такое поведение активным мудрым добром. Различать добро и зло – плод духовных усилий. Если ты этого не знаешь – воспитателя из тебя не получится.

Батюшка, а к чему же может привести такое неуважение к старшим, которые мы сегодня видим повсеместно?

Оно уже привело к тому, что современная молодежь стала источником агрессии: страшно вечером и выйти на улицу. Утрачена чистота нравов, человек сам себе господин и хозяин, он живет, относясь к жизни потребительски. Почтительным уважением к старшим мы воздаем дань благодарности тому, что они подготовили нам возможность для жизни, создали культуру, удобства, а мы считаем, что заслужили это как некий дар, который можно принять готовым, принять неблагодарно. Значит и нам будут воздавать такую же дать в свое время. Неблагодарность - это негатив, такой негативный заряд приводит к тому, что и от жизни будет уже нечего ждать и зло умножится, а доброе будет теряться перед таким напором зла.

Приведу такой пример: в историческом музее есть один интересный экспонат: модель железнодорожной станции, которую сделали ученики реального училища в подарок Государю Императору ко дню коронации. Представьте себе: реальное училище – это современное ПТУ, Могут ли современные учащиеся ПТУ сделать не просто удивительной красоты модель, но такую тонкую, филигранную музейную работу? Утрата ценностей сказывается на всем, даже на мастерстве.

Отец Александр, а верно ли, что забвение, небрежность и невнимание к истории во многом способствует развитию такого хамски-циничного отношения к старшим? Знакомые рассказывали леденящую кровь историю, о том, как ветерана Великой Отечественной войны обокрали: поскольку брать в доме было нечего, воры унесли только парадный пиджак старика, на котором были прикреплены все его боевые награды. Как он пережил это – не знаю, знаем только, что на Парад Победы на 9 мая он не пошел: стыдно перед однополчанами было без боевых наград появиться. Это уже не просто неуважение, это словно надругательство над всей нашей историей…


Читать дальше >>>



С любовью делайте добро! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
         
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 9
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Вы находитесь на Форуме группы поддержки заключённых при православном храме „Живоносный Источник“
Православный 

центр занятости MARIAM.RU - работа, вакансии, резюме. Сеятель БИБЛИОН - Православная медиатека: аудио, видео, книги