форум Группы поддержки заключенных при Храме "Живоносный Источник"
+ + + Форум группы поддержки заключенных прихраме в честь иконы
АвторСообщение
администратор




Сообщение: 608
Зарегистрирован: 04.03.08
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.08.11 22:07. Заголовок: Протоиерей Димитрий Смирнов. О ХРИСТИАНСКОЙ СЕМЬЕ


Протоиерей Димитрий Смирнов
О ХРИСТИАНСКОЙ СЕМЬЕ
(поэма в прозе)

Свое выступление я назвал поэмой не только чтобы привлечь таким образом ваше внимание (хотя это тоже имелось в виду), а еще и потому, что ни к какому докладу я не готовился: во-первых, я не богослов, а во-вторых, не ученый. Тот жанр, в котором я обычно выступаю, – это жанр церковной проповеди, но понятно, что он здесь неуместен. Когда-то одна писательница сказала, что мои проповеди напоминают поэтические произведения. Это, конечно, не значит, что я говорю в стихах, но по системе образов и композиции они походят на то, что я дерзнул назвать поэмой.

Дело в том, что в поэзии, особенно если это большое произведение, отражается все то, чем наполнен сам говорящий или пишущий. В некотором смысле голова и душа человека представляют собой некий сундучок, а через приходского священника проходит достаточно много народа. Я больше двадцати лет являюсь священником, и те люди, с которыми мне довелось общаться за этот период, конечно, обогатили меня. Если бы я преподавал в институте, то у меня был бы опыт одной социальной среды – студенчества и педагогов. А в храм приходят и студенты, и педагоги, и милиционеры, и преступники, и невесты, и разведенные жены, и бабушки, и дедушки, и прабабушки, и совсем юные люди. И каждый стремится к тому, чтобы излить свою душу, ну а вместе с душой, конечно, и какой-то опыт. Поэтому, естественно, в голове накапливается определенная статистика, которая может принести и некоторую пользу для других. Вот, например, приходит человек и спрашивает, как ему быть в такой-то ситуации. Я отвечаю: «Не знаю, но люди, которые идут тем же путем, как ты, приходят обычно к тому-то и тому-то». Допустим, десятилетний мальчик говорит: «Я начал курить». «Ну что же, – отвечаю, – «молодец», ты сделал первый шаг». Он спрашивает: «А второй какой?» – «А второй – матерщина». – «А третий?» – «Третий – вино, четвертый – воровство, а пятый – это тюрьма. Если ты встаёшь на этот путь, то должен знать, что там в конце». Потому что представить себе "зону", где нет курящих, невозможно – человек всегда начинает с какого-то первого шага и идёт далее.

Сегодня меня попросили поговорить о целомудрии, о нравственности. Нравственность вообще – это слишком большая тема, но можно поговорить о ней в аспекте строительства семейной жизни. Наличие такого запроса свидетельствует о том, что в нашем народе эта проблема существует, она носится в воздухе. И действительно, очень много приходилось по этому поводу говорить в разных аудиториях, и всегда такие беседы вызывали живой интерес. Думаю, это связано вот с чем. Вам, сидящим здесь студентам, придётся жить, и вы уже начали эту жизнь, в очень неприятную эпоху, когда всё, что мы имеем, скорее всего (если сохранятся все существующие ныне тенденции), рухнет. Во-первых, рухнет наше государство, затем вся наша народная жизнь, а потом от того, что представляет собой Церковь, останутся жизнеспособные, конечно, но все же фрагменты. И связана эта грядущая катастрофа с тем, что мы как народ вымираем. За период царствования Николая II численность империи выросла по одним сведениям на двадцать шесть, по другим – на двадцать восемь миллионов человек, а в период правления Бориса Николаевича Ельцина наша страна сократила население на десять миллионов человек. Если не будет никаких войн, никаких эпидемий гриппа и сохранится эта тенденция, то, когда вы достигнете моего возраста, в нашей необъятной стране будут жить совсем другие народы, совершенно другой культуры, которые будут смотреть на наши церкви так же, как смотрят турки на обломки того, что осталось от Византии. Это произойдёт в силу того, что мы просто не в состоянии будем нашу огромную землю ни обработать, ни держать в надлежащем состоянии.

Любой психически нормальный человек любит свою Родину, свой народ и поэтому такие процессы переживает очень тяжело. Поэтому вопрос о семье, браке и нравственности является ключевым не только в масштабе каждого из нас или нашей семьи, но и в масштабе народа, государства и даже в масштабе всей Поднебесной. Был у нас такой философ – Иван Ильин, который, со своей способностью математически мыслить, просто доказал, какая катастрофа ждет мир, если Россия будет расчленена. И это действительно очень похоже на правду. Конечно, как этнос мы сохранимся, но такого явления, как восточно-христианская культура, которую произвела на свет Россия, уже может не быть.

В качестве иллюстрации задам вам несколько вопросов. Скажите, пожалуйста, какой великий русский композитор сейчас живет среди нас?
– Какой великий русский художник живет сейчас здесь?
– Какой великий полководец живет сейчас здесь?
– А какой великий математик живет сейчас среди нас?
Их нет. Если бы мы отступили хотя бы на два десятка лет назад, то могли бы назвать многие имена, а сейчас уже нет. Когда состарился Свиридов, то подрастал Шнитке, но и он уже умер, и больше никого нет. Вот живет еще Солженицын, дай Бог ему доброго здоровья, известный на весь мир писатель. Из известных писателей живы Распутин и Чингиз Айтматов, но что будет дальше? Все это очень печально.

Теперь перейдём к вещам, более близким к заявленной теме. Если мы посмотрим на памятники письменности ранних времён, то, хотя люди всегда женились и замуж выходили, мы не увидим, чтобы в этом вопросе у них существовали какие-то проблемы. А теперь вдруг в третьем тысячелетии мы обнаруживаем очень большие проблемы в семейной жизни. Молодые люди, вступающие в брак, вообще плохо представляют себе, что делать, чтобы строить семейную жизнь. В основном у них имеется романтическое ожидание чего-то хорошего. И конечно, при таком романтическом очаровании очень часто наступает разочарование, потому что ожидания эти не всегда оправдываются. Если человек хочет яблока, то он должен посадить яблоневый сад, а первое яблоко появится только через семь лет. Если мы хотим семейного счастья, то его надо строить. Однако в отличие от яблони каждый человек имеет свободу и его нельзя вылепить так, как ты этого хочешь, как ты мечтал, чего ожидал.

В Библии сказано, что Бог создал человека по образу Своему и по подобию. Можно дерзнуть и увидеть это подобие в троичности лиц самого человека. Нам это привычно: среди нас живут мужчины, женщины и дети. И несмотря на то, что все они являются людьми, понятно, что это разные существа: они и внешне отличаются друг от друга, у них и психология разная, и своё место в бытии, они чувствуют по-разному. Хотя многое сейчас нивелируется: детей стараются развивать как можно раньше, чтобы они походили на взрослых; женщины стремятся к тому, к чему стремятся мужчины; мужчины, к сожалению, в душевном плане приобретают некоторую женоподобность. Тем не менее, ипостасная личностная конкретика в целом, несмотря на все метаморфозы, всё-таки сохраняется. В этом смысле и в семье мы тоже можем наблюдать Троицу – это муж, жена и дитя или дети.

Можно задаться таким вопросом: зачем всё так сложно устроено, почему люди не делятся, как клетки? Зачем такой сложный механизм, в котором должна участвовать любовь? Почему люди такие разные? Почему женщина не обладает теми свойствами, которыми обладает мужчина, а мужчина – теми, которыми обладает женщина? Почему мужчина сильнее, а женщина слабее? Почему чемпион мира по шахматам среди женщин играет на уровне мастера спорта, гроссмейстера? Не удобнее ли было сделать иначе? На это должен быть ответ, и ответ есть.

Одно из главных свойств Божиих и имя Божие есть Любовь. Именно поэтому, как существует любовь между Лицами Пресвятой Троицы, так Богом было задумано и человеческое естество, существующее в трех лицах, – ради того, что именно в этой разнице может возникнуть любовь. Когда Адам увидел Еву. он сказал: «Это плоть от плоти моей», то есть он ее возлюбил и это объявил, причем возлюбил ее именно, как самого себя: «плоть от плоти моей». Вот такую в высочайшей степени нравственную любовь первый человек Адам возымел к Еве.

Такая же любовь требуется и для строительства семьи. Каждый психически нормальный и душевно развитый человек с определенного возраста, когда он переходит из состояния ипостаси дитя в ипостась мужа или жены, задумывается о создании семьи. И происходит чудо: люди, воспитывавшиеся в разных семьях, становятся столь любимы друг другом, что готовы по заповеди Божией оставить родных отца и мать, которые произвели их на свет, и соединиться, создать новую семью. Это желание, эта новая любовь по своей силе гораздо больше, чем та, многолетняя, скрепленная кровным родством. И это всегда чудо, это – тайна. Почему так происходит? Этот вопрос человек может задать только Богу, потому что ни одна наука не даёт на него ответа.

И вот что интересно: еще сто лет назад развод и в Европе, и у нас был довольно редким явлением. Если он существовал, то в высших, как мы говорим, слоях общества, хотя не известно еще, что считать высшим. Я как-то исследовал статистику, касающуюся преступности в России конца XIX века, и оказалось, что самый высокий процент преступлений приходился на дворянский класс, а самый низкий – одно преступление на сто тысяч – на духовное сословие, то есть священников, их жен, детей, монахов и т. д. Другими словами, высший класс с точки зрения нравственности еще сто лет назад или чуть побольше представлял собой в нравственном отношении совсем не высший класс, а низший. Может быть, он был выше по благосостоянию, по образованию, но по нравственности – нет.

Почему же прежде разводы были редки, а теперь они стали гораздо чаще? Потому что человек утратил образ семьи – ему негде на нее посмотреть. Потому что часто ни отец с матерью, ни дедушка с бабушкой, ни кто-то из окружающих людей не могут явить ему пример. А вся современная культура, та, которую журналисты называют цивилизацией и которую строит современное общество, совершенно противоположна идеалам семейной жизни. Наоборот, пропагандируются, тиражируются вещи, направленные против семьи. Современная цивилизация имеет совершенно антисемейный характер. Поэтому понятно, как без всякой войны в стране появляется миллион беспризорных. Это имеет вполне определенные корни.

Каждый человек хочет жить счастливо, но когда у него спросишь, что он под этим подразумевает, он обычно не может ответить четко. Можно ему помочь, подсказать: «Не это ли счастье, когда на душе у тебя комфортно, когда ты в радости, когда ты живешь в стабильное время, среди людей, которые тебя любят и которых любишь ты?» И он скажет: «Да, да, конечно». – «А то, что ты учишься в институте, как-то на это работает, прямо или косвенно?» – «Нет». И если так логически рассуждать, мы обязательно придем к мысли, что человек может быть счастлив только в семье. Будь он трижды академиком, четырежды министром и пять раз президентом, если у него нет семьи – несчастный он человек. Он несчастнейший из людей, если нет любящих его жены, детей, отца, матери, братьев. Обязательно должен быть хоть кто-то, кто его любит.


Источник: Сборник докладов научно-методического семинара «Духовный мир человека на пороге третьего тысячелетия». - М.: МИИТ, 2004. - /ЗСс. Сборник включает тексты выступлений православных священников и светских учёных по разнообразным вопросам духовной, нравственной и философской тематики, представленных на общеуниверситетском семинаре «Духовный мир человека на пороге третьего тысячелетия» за период с октября 2001г. по ноябрь 2002 г.

(окончание следует)

С любовью делайте добро! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]


администратор




Сообщение: 609
Зарегистрирован: 04.03.08
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.08.11 22:08. Заголовок: (окончание) У нас в..


(окончание)

У нас в России на наших глазах произошло чудо: за последние десять лет возникло более шестисот монастырей. Ни в одной стране мира, ни в одну эпоху такого не бывало. Это тоже требует исследования: откуда в бывшей стране Советов появилось столько юношей и девушек, которые решили идти монашеским путем? Много ли среди них анахоретов и отшельников? Есть, конечно, но единицы. В основном же они все сбиваются в семью – в монастырь, и там стараются учиться братской любви друг к другу. Там тоже возникает семья. Вообще монашескую общину называют братством, и отношения в монастыре строятся именно как семейные: там есть послушание, там есть отцы. Это некая модель семейной жизни, хотя более высокой степени духовности, потому что не все знают Бога так близко, как знают монахи. Этот – путь людей избранных.

Но мы не будем сейчас этого касаться. В масштабе страны монахов все-таки не миллионы. Больше обычных людей, которые вступают в брак и ищут семейной жизни. С одной стороны, человека влечет к семейной жизни, можно сказать, инстинкт – хотя это все-таки осознанное стремление. Этого просит и наша душа, жаждущая любви, желающая, чтобы её любили, и желающая сама любить. Всякая нормальная женщина хочет иметь детей. Почему, казалось бы? Ведь это сопряжено с родами, с болезнями и всякими дополнительными трудностями. Но всё равно это желание есть, потому что желание быть любимой не более сильно, чем желание любить самой, хотя мы люди грешные, эгоисты и нам нравится, когда любят нас. Желание иметь детей – это тоже желание любви, только желание производить эту любовь, желание, чтобы она реализовалась, исходя из нашего сердца.

Когда человек вступает в брак, очень скоро он убеждается, что всё совсем непросто, и, к сожалению, часто брак начинает быстро рушиться. Оказывается, что любви не хватает, и люди начинают подозревать в этом влияние каких-то темных сил: кто-то там наколдовал, кто-то чего-то заговорил, а в результате произошли некие изменения, и нужно применять какие-то контрмеры – тогда, может быть, всё наладится. Часто люди именно с этим приходят в церковь: какие принять меры против того, что меня недостаточно любят или мне изменяют?

Почему же происходит этот разлад? Дело в том, что человек бывает совершенно не готов к трудам по созданию семьи. Образно говоря, в самом начале брака супругам даётся земля, которую нужно начать возделывать. Если не будет этого возделывания, то ничего не вырастет. Продолжая эту аграрную аналогию, можно спросить: что нужно, чтобы вырастить урожай? Нужна добрая земля, доброе семя, нужны добрые условия и борьба с вредителями и сорняками. Так же и в браке. Что нужно, чтобы была семья, которая будет плодоносить, которая будет изливать на окружающий мир любовь, в которой будет всем хорошо?

Во-первых, нужен хороший молодой муж. Он не должен быть порочным, в нём не должно быть изъяна, у него должна быть нормальная наследственность. Поэтому нужно узнать, из какой он семьи, поинтересоваться: может быть, у него родители алкоголики, а два старших брата сидят в тюрьме? Это, конечно, не значит, что он на сто процентов сам сопьётся и на сто пять процентов попадёт в тюрьму. Человек – очень устойчивая система, и с помощью Божией даже разбойник может достичь святости. Но по статистике, скорее всего, он повторит путь своих родных.

Второе – нужно иметь хорошую молодую деву. Надо посмотреть, на что она ориентирована, чего она хочет, какова её мать, потому что пройдёт лет двадцать – и она будет точно такой же, во всяком случае, очень похожей. Девушка очень многое получила в своей семье, поэтому надо узнать, хорошая ли у неё семья, полная ли, не ущербная ли?

Третье – нужны добрые условия. Очень много семей разваливается из-за того, что им препятствуют окружающие, которые порой активно участвуют в разводе. Из-за каких-то своих амбиций люди не согласны с тем, что молодая семья существует, и все силы бросают на то, чтобы её развалить. Поэтому нужны условия, которые сопутствуют благополучию семьи. Нужно, конечно, чтобы родители дали своё благословение на этот брак, потому что, естественно, у молодых людей, когда они влюблены, рассудок как бы отключается. Поэтому нужен трезвый, рациональный взгляд, и тут родители могут оказать помощь. В старину вопрос о браке вообще решали родители, что тоже не совсем правильно. Они могут только помогать, содействовать, но не они должны выбирать. Хотя естественно, что если есть альтернатива, то родители, скорее всего, выберут лучший вариант, хотя ошибки очень возможны.

В-четвертых, должна быть борьба со всем тем, что разъедает брак. Для этого нужно постараться оградить свою семью от того, что является продуктом современной цивилизации. В противном случае те яды, которые существуют в кинематографе, в эстраде, в том, что можно назвать условно литературой, в книгах, в журналах, в прессе, активно направленные против семьи, детей, семейного устроения, будут разрушать брак.

Теперь давайте коснёмся вопроса, что такое христианский брак. Оказывается, обычный брак и христианский значительно отличаются друг от друга. Например, брак Адама и Евы, первой человеческой четы, который создал и благословил Отец Небесный в раю, можно назвать христианским. А вот мусульманский брак уже сильно отличается от христианского, потому что у мусульманина взгляд на семейную жизнь, на женщину, совершенно другой, нежели у христианина. Мусульманин не считает женщину существом, равным себе, а христианство утверждает, что мужчина и женщина – абсолютно равные существа. Равные, но не тождественные – мужчина остается мужчиной, а женщина – женщиной. Сама идея равноправия женщины, при нетождественности мужской и женской ипостасей, пришла из христианства. Поэтому у нас муж и жена имеют равные права. А в Америке есть даже такая норма: права детей, – по которой ни один родитель не может насильно увезти своего ребенка из Америки, допустим, в Англию. Если ребенок будет плакать и говорить: «Я не хочу», – вмешается полицейский и скажет: «Ребенок останется в Штатах». И будь ты папа, будь мама, по закону дитя имеет право остаться там, где хочет. И хотя это есть уже искажение христианства и есть проявление либеральной и псевдохристианской культуры, тем не менее древним источником этого права является христианская культура.
Христианский взгляд, изложенный в Священном Писании, в Новом Завете, повествует нам о том, что семья есть малая Церковь, то есть устроена по тому же принципу. Это не человек придумал – это Откровение Божие. Все члены семьи равны, но их роли различны: глава семьи – муж, жена – помощник мужу, а дети находятся в послушании у родителей. Это как строительство церковное, где все члены Церкви равны: и Патриарх – христианин, и женщина-мирянка – тоже христианка. Различаются только функции: у священника – одна функция, у мирян – другая. Один служит, другой просто молится, а третий только ищет путь к Богу и пришел свечки поставить. Но и этот последний имеет все права, какие имеет любой крещёный человек.

А теперь представьте себе, что некая женщина хочет быть главой семьи. Давайте у какого-то человека поменяем местами голову и туловище и пустим его по Тверской гулять – от него будут шарахаться, как от монстра. И в тех семьях, где женщина – глава семьи, несчастна прежде всего она сама, потому что ей хочется, чтобы рядом с ней был мужчина, но она его не находит и хотя старается подмять своего мужа, но сама же от этого и страдает. При этом страдают и муж, и дети, и окружающие.

Если мы увидим, что некий человек идёт не на ногах, а на руках, это вызовет у нас улыбку, потому что функции конечностей перепутаны. Это некая аномалия. И современная цивилизация, к сожалению, очень многие аномалии насильственно внедряет в наше сознание, а в результате этого мы делаемся несчастными и делаем несчастными других людей, в том числе самых дорогих нам людей – наших детей. Современный цивилизованный мир предлагает нам уничтожение нашего государства, растление нашего народа, уничтожение нашей семьи, он предлагает сделать нас несчастными. Поэтому если мы хотим быть как все в «цивилизованном» мире, мы будем несчастными. И чтобы забыть о своем несчастье, нам придётся употреблять наркотики, или оглушать себя водкой, или часами телевизор смотреть – лишь бы как-то забыться.

Почему человек так стремится к развлечениям? Потому что ему очень скучно, очень грустно и очень тошно. Потому что он в своей жизни так и не научился любить. Потому что вся его жизнь всегда была поиском каких-то удовольствий, даже секундных. Потому что его никогда не любили – ведь если человек сам не умеет любить, очень трудно полюбить его. А любовь родительская тоже иногда принимает искаженные формы.

Я допускаю, что не все, но кое-кто из вас, возможно, наблюдал счастливую семью, и готов присягнуть, что к этой семье всегда стремятся другие люди. Они хотят прийти к ним в гости, хотят с ними посидеть, хотят их к себе пригласить, всегда рекомендуют своим детям: «Ты дружи с мальчиком из этой семьи». Почему? Потому что эта семья аккумулирует, взращивает, излучает любовь. И если ваша семья будет такая, то спасение придёт не только к вам лично. У вас будут хорошие дети, потому что только в отношениях любви могут быть хорошие дети. У вашего семейного очага будут греться очень многие окружающие вас люди, которые будут вас любить и благодаря этому ещё больше собирать этого тепла.

Нравы бывают добрые, нравы бывают и худые, извращенные. По определению всё, что направлено на созидание семьи, нравственно. А все то, что этому противоречит, – безнравственно. Потому что всё, что против семьи – то и против любви, а что против любви – то и против Бога, а что против Бога – то смерть и разрушение, лютый холод и мрак. Почему у нас разрушаются семьи, почему множество беспризорных детей, беспробудное пьянство? Почему мы при самых богатых ресурсах так худо живём? Мы совсем не глупее других народов. Так в чём же дело? У нас нет душевных сил, нам неоткуда их черпать, потому что мы оторвались от Церкви, мы не живём духовной жизнью, и у нас нет такого естественного источника духовных сил, как семья. Отсюда проблемы со здоровьем, с психикой, с чем угодно.

Женщина сто лет назад в среднем рожала пять-семь детей, иногда больше. Теперь же от силы она отваживается родить одного. И этот один, которого она рожает, часто бывает нежизнеспособным. У нас двадцать процентов недоношенных, психически неполноценных детей, причём это напрямую связано с проблемой пьянства. Ребенок, вырастая в атмосфере нелюбви, не может сохранить неповреждённой свою психику, а если он ещё родился недоношенным, т. е. не получил во чреве матери необходимого, тогда результат налицо...

Но вряд ли мы с вами сейчас соберёмся, развернём какой-нибудь красивый флаг и спасём Россию. Нет, речь идет о том, чтобы хотя бы двое или трое среди вас сумели или хоть попытались создать на этом каменистом поле обломков народной жизни здоровую семью. И это будет тот огонёчек, от которого зажжётся, может быть, ещё кто-то, Это – задача минимум. К сожалению, большинство людей такой вопрос вообще не интересует. Обычно интерес возникает, когда человек уже весь изломан, завязан в узел и загнан в угол. Тогда он идёт в храм: «Батюшка, спасите меня, что мне делать?» Вот приходит человек и говорит: «У меня сын колется героином» – значит, по статистике через пять лет он покойник. А почему он колется героином? Причин много: тут и малодетность родителей, и недоношенность, и алкоголизм папы, и бесконечные скандалы, то есть отсутствие любви. Ребёнок не рос в атмосфере любви и поэтому ищет ей какую-то замену. Самая простая – укололся и пошел. А как теперь быть? Ведь рассчитывать на то, чтобы отец, который недодал сыну тепла, смог в тот момент, когда он уже сел на иглу, явить такую любовь, которая спасёт его от иглы, не приходится. Человек готов даже денег дать, но любовь не купишь за деньги, её надо выращивать. Это процесс долгий, его надо начинать с детства, этому надо учиться. И только любовь творит чудеса.

Христос пришел в страшный мир, где людей распинали на крестах, а другие люди приходили на это смотреть. Мы тоже сейчас по телевизору смотрим: сколько раз кому по физиономии досталось, сколько литров крови вытекло. Смотришь и думаешь: откуда у человека столько крови? Или пистолет Макарова одну очередь дал, вторую, третью. Думаешь: что там, ведро патронов, что ли? А он всё стреляет, стреляет, и человеку это нравится. Так же и тогда в Палестине: висит на кресте умирающий человек под палящим солнцем, а весь город ходит смотреть, как он мучается, – смотреть и получать удовольствие. Христос был единственным христианином в том страшном мире, а уже через триста лет благодаря Его приходу мир начал меняться. И чем больше людей поверит в это чудо – в то, что один Человек Иисус Христос, Сын Божий, пришёл на землю и принёс людям спасение от греха, в котором этот мир лежит, – тем быстрее преобразится наша жизнь.

Сам Господь Иисус Христос за пределы Палестины не выходил, а уже апостол Павел, один из Его учеников, дошёл до Британских островов. Другой, Николай Касаткин, в XIX веке просветил светом Евангелия всю Японию. Вот какие чудеса совершались. И я пришёл к вам – а тут у вас, оказывается, храм такой замечательный. Во дворе памятник Дзержинскому стоит – и тут же храм. Чудеса! Поэтому мы и можем надеяться на чудо. И каждый из вас, имея в виду очень малую свою собственную задачу – сделать себя счастливым, оказывается, может этим самым просветить и какой-то маленький уголочек нашей мрачной Вселенной.

Если у вас есть какие-то вопросы, я постараюсь ответить.

Сколько раз можно венчаться? – Три. Это самый короткий ответ. Об этом можно потом поговорить.

Большим ли грехом считается развод, если человек венчался в церкви? – Что значит «большой грех»? Семья есть храм Божий, где муж – священник, жена – дьякон, а дети – народ Божий. Разорить этот храм – большой грех? Что хуже, разорить семью или убить человека? И как это взвесить? Вы хотите услышать, что если из трех браков – два развода, то есть раз разводов много, значит, это и грех небольшой? Если убивают много, то убивать вроде и не грешно – убил и всё? Нет, убить – это всегда преступление. И семью развалить – тоже. И каждый за это будет терпеть свою долю несчастья. Жизнь и так коротка, а мы сами вносим в эту жизнь несчастья и сами потом от этого страдаем, и, к сожалению, делаем несчастными и других.

Можно ли стать крестной матерью ребенка, чья мать является крестной матерью моего ребенка? – Можно.

Можно ли девушке венчаться в белом, если она уже не девственница? – Никаких ограничений на цвет одежды нет, можно и в черном венчаться. Сейчас даже зрелые матроны в белых платьях венчаются, просто такой устойчивый обычай. Конечно, белый цвет некогда являлся цветом, который изображал чистоту. Вообще чем скромней, тем лучше.

У меня много родственников крещеных, но не посещающих церковь, т. к. много мирских хлопот и проблем на работе. Как можно им помочь? – Дать им духовную литературу, попытаться с ними беседовать. Воздействовать верой и своим образом жизни. Это всё хорошие методы. Но все-таки хождение в храм не связано ни с привычкой, ни с тем, чтобы человека убедить в необходимости этого, а только с тем, что он любит и ищет Бога, Даже в этой аудитории, когда мы только начинали собираться, слышно было: «Останься, пожалуйста, я тебе тогда что-нибудь подарю». А можно ещё проще сказать: «Кто хочет получить зачёты-автоматы, приходите» – весь институт соберётся. Я, когда преподаю, студентам всегда говорю: «Кто посетит все занятия нашего семинара – тому зачёт – автоматом» – явка девяносто процентов, и мне самому зачёт принимать легче. Если они из наших бесед ничего не усвоили – это уже моя вина, что мне как педагогу не удалось их научить. А иных заставлю книжки почитать, будут пять раз ко мне ходить. За пять раз не сдаст – заставлю письменно отвечать. Всё равно зачет поставлю, но уж заставлю хоть что-то знать. Любовь нельзя как-то вынудить, любовь можно только зажечь. Если она есть в тебе, тогда ты можешь зажечь её и в другом.

Вы говорили о функциях мужа и жены. Можете ли рассказать о них конкретнее? – Муж занимается главным строительством семьи, он отвечает за всё, а жена ему во всём помогает. Не обязательно, чтобы муж зарабатывал деньги, а жена обязательно стирала. Нет, муж тоже может стирать. Вообще когда-то это была мужская работа, и в Европе тоже. Женщины только полоскали или стирали лёгкие вещи, потому что стирать – это тяжёлый физический труд. Лучшие повара, лучшие портные – это, конечно, мужчины. У женщины самая главная функция – рождение и воспитание маленьких детей, подготовка их к переходу под окормление главы семьи, чтобы обучаться всему процессу домостроительства. Поэтому муж – это всё: от возглавления общей домашней молитвы до каких-то мелких проблем. Жена и муж должны заботиться не о своей частной
жизни, главной заботой для них должна быть семья, дети.

В семье один постоянно ощущает агрессию другого, старается терпеть, смиряется, но это ведёт к подавлению себя, к унынию, нет искренности. Как себя устроить? – Надо выяснить причину агрессии и в зависимости от этого постараться её устранить. Если это невозможно, то тут только терпеть, другого пути нет.

Почему нежелательны браки с иноверцами? – Очень просто. У нас в храме есть женщина, которая вышла замуж за мусульманина. Первого сына она крестила, а второго он не даёт. Представьте себе, сыну уже четыре года, он видит: мама утром молится, а потом, когда приезжает папа, он проклинает христианство, Русь. У ребёнка может развиться шизофрения, и ответственность несёт мама, которая вышла замуж за иноверца. Если один человек когда-то был крещён, а другой когда-то обрезан – и этот в мечеть не ходит, рамазан не соблюдает, и та Евангелие не читала, то какая разница? Никакой. Если они нормальные люди, то пожалуйста, что хотят, то и делают. Мы в это не вмешиваемся. Но если это церковный человек, он должен строить домашнюю церковь. Как можно строить домашнюю церковь с иноверцем, который бросает крест на пол и топчет его ногами? А как будут чувствовать себя при этом дети? Ведь это же абсурд.
Какая может быть любовь? Всё-таки религия, если человек религиозен, – это самое главное в его жизни. Это важнее, чем кровное родство. Самый яркий пример – сербы и хорваты. Это один и тот же народ. Когда-то они все были сербами, но часть из них окатоличили, и они стали хорватами. У них один язык, одна история, одни фамилии, одна письменность, но во время Второй мировой войны немцы, чтобы прекратить убийство сербов (хорваты вырезали более миллиона сербов), вынуждены были вводить в Великую Хорватию дивизии СС – только так можно было прекратить эту бойню. А ведь это один народ, как русские и украинцы. Но вот удалось внушить нашим малороссам, что они – не русские, что украинский язык – это не русский язык. И они уже готовы чуть ли не войной идти, они готовы в Чечню посылать своих ребят, чтобы те убивали москалей. Хотя вообще слова «украинец» ни в одной летописи нет и быть не может. Нас Великий князь Владимир Красное Солнышко крестил в Киеве, а потом татары прогнали на север, но колыбель, мать городов русских – это Киев. Русских городов, не украинских. Украина – это просто юг России. Конечно, там другой язык. Ну и что? В Германии восемь германских языков. В одну страну они объединились менее ста лет назад.

Какой вуз Вы закончили? Когда Вы стали инженером-строителем? – Вуз я закончил педагогический, а также Духовную Академию. Строителем работал последние десять лет, когда занялся строительством храма. Раньше работал инженером-экономистом в монтажно-строительном управлении, поэтому приобрел некоторые инженерные навыки, которые мне сейчас помогают. Но в основном занимался организационной работой.

Как Вы относитесь к русским писателям, например к Бунину? – Бунин – великий русский писатель, лауреат Нобелевской премии, переведенный на все европейские языки. Как отношусь? С величайшим состраданием, как к безмерно страдающему человеку, который, несмотря на все свои замечательные дарования, так и не смог создать христианскую семью, поэтому был глубоко несчастен, хотя и достиг всемирной славы, и можно сказать – гений. Не дай Бог, чтобы кто-то из вас в своей жизни испытал то же, что испытал Иван Бунин. Страдающий человек. Мы писателя воспринимаем больше как творца неких произведений. Когда мы говорим: Толстой, мы же не имеем в виду графа Толстого, а имеем в виду автора «Войны
и мира». Поэтому, с одной стороны, всегда восхищение, а с другой стороны, тот же Лев Николаевич – несчастнейший из людей. Будучи стариком, вынужден был бежать из дома. Представьте себе, человеку за восемьдесят, а он бежит. От кого? От себя. А почему бежит? Потому что он несчастен. Потому что так и не познал христианскую жизнь. Поэтому писатель-то великий – «глыба и матерый человечище», и в то же время несчастнейший из людей.

Как сделать так, чтобы любовь приносила счастье, а не приносила страшную боль? – Для этого надо всегда поступать по любви, тогда любовь станет рождать ответную любовь. Когда человек говорит: «Меня никто не любит» – это значит, что он сам не любит никого. Чем с большей готовностью человек проявляет любовь, тем больше он получает в ответ.

Будет ли ответственным юноша перед Богом за аборт его девушки? – Конечно. Во-первых, потому, что он дерзнул увлечь ее в любодеяние, на ней не женившись. Это значит, что он поставил её в разряд публичных девок. Прежде чем дерзать на этот очень важный элемент супружества, если он её любит, уважает, он должен сперва заручиться её согласием, потом попросить у её родителей её руки, потом жениться, а уже потом... А если она в результате этого деяния ещё зачала ребеночка, а он не воспрепятствовал тому, чтобы его убить, то он просто предатель. Это как на войне. В прошлом году был случай: чеченцы окружили наше подразделение, и один солдат увидел, что снайпер целится в командира. Он ничего не мог другого сделать, только прыгнул, заслонил командира собой и погиб. Вот так нормальные люди поступают, а не то что его ребенка собираются убить – а он только из-за угла смотрит. Ясно, что он соучастник этого убийства. Я бы даже сказал, что он большую ответственность несет. Мужчина за всё большую ответственность несёт, чем женщина. Никто же француженок, например, не обвиняет в том, что немцы за шесть часов оккупировали Францию, что не нашлось опять Жанны д'Арк. Ну сколько может быть Жанн д'Арк? Ведь это дело мужчин-французов. Ну была когда-то Жанна д'Арк, подняла там войска, слава Богу. Ну сколько же можно? Понятно, что это мужчины отдали Францию.

Когда и где можно прослушать Ваши лекции? – На меня наше Священноначалие возложило другое послушание, и я даже те лекции, которые раньше читал, уже не читаю. У меня просто нет физических сил. Это сегодня в силу того, что у меня выходной, день рождения, я к вам пришёл. Это – уникальный случай. Но я отвечаю на такие же вопросы по радио. Каждое воскресение, в 21 час – 612 кГц, в прямом эфире*.

Спасибо за внимание.

(март 2002 г. )

*) Примечание: В этом году прямой эфир на радио «Радонеж» у отца Димитрия по субботам в то же время. Эти передачи можно послушать в архиве радио.


С любовью делайте добро! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
         
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 4
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Вы находитесь на Форуме группы поддержки заключённых при православном храме „Живоносный Источник“
Православный 

центр занятости MARIAM.RU - работа, вакансии, резюме. Сеятель БИБЛИОН - Православная медиатека: аудио, видео, книги